Karasev Artem (etops) wrote,
Karasev Artem
etops

Categories:

Ангару "Сибирь Техник" в Толмачево - 50 лет!

31 октября 1964 года актом государственной приемки сооружения, выданным Главным управлением Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР, был сдан в эксплуатацию ангарный комплекс линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских, с которого и началась славная история создания современной базы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в аэропорту Толмачёво. Вашему вниманию история развития ТОиР в Толмачево длинною в 50 лет.
Рисунок9

ЛЕГЕНДА
Есть несколько легенд происхождения ангара в Толмачево. По одной из версии ангар был перевезен из Порт-Артура, который советские войска покинули в 1950-х годах. Морское прошлое ангара звучит и в еще одной версии, по которой первоначально здание предназначалось для города Советская Гавань, где планировалось возвести морской док для строительства линкоров. В далеком 1958 году, после визита Н.Хрущева в Китай, политика государства меняется, все силы бросают на ракетостроение, и руководство страны принимает решение не строить в Совгавани морской док. По третьей версии — это бывший док для подводных лодок из Калининграда (Кенигсберга), по четвертой — бывший ангар немецкого авиазавода.
Причем немецкое происхождение ангара частично нашло подтверждение в заключении экспертов Сибирского Государственного университета путей сообщения (бывший НИИЖТ), проводивших очередное исследование технического состояния этого сооружения в 1997 году. В заключении сказано: «Каркас здания стальной, собран из вывезенных из Германии по репарации стальных элементов эллинга и отдельных элементов из проката производства бывшего СССР».

Основу каркаса ангара составляют три пространственные двухпролётные поперечные рамы, установленные с шагом 30м. Немецкий прокат, по всей видимости, применён в конструкциях только главных ферм и поперечных рам, материал которых имеет повышенные прочностные характеристики, структура стали представляет собой смесь перлита и феррита. Химический анализ стали подтверждает принадлежность материала к бессемеровский стали марки БСт6, в остальных элементах, включая решетку колонны, элементы связей и т.д. использована советская малоуглеродистая сталь типа ВСт3кп. Величина пролетов рам составляет 66,2метра, высота рам до низа от ригеля - 22 метра, размеры ангарной части 136 на 72 метра и в высоту 30 метров, общий вес металлоконструкций без ворот составляет 1780 тонн. К сожалению, вся исходная документация генпроектировщика проекта - ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» не сохранилась и по одной из версии уничтожена пожаром.

Строительство ангара


СТРОИТЕЛЬСТВО
Строительство ангара было начато в апреле 1960 года и завершилось осенью 1964. Ответственным застройщиком ангарного комплекса линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ) выступил Толмачёвский аэропорт Западно-Сибирского управления ГА, подрядчиком — СУ-18 треста «Запсибтрансстрой». Ангар был сдан в эксплуатацию 31 октября 1964 года актом государственной приемки сооружения, выданным Главным управление Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР. Комиссия по приемке здания постановила считать ангар принятым в эксплуатацию с общей оценкой «хорошо». В пристройках к ангарной части разместились ремонтные цеха и мастерские, цех лабораторных проверок, инструментальная кладовая, а также административные и бытовые помещения, включая ленинскую комнату, гардеробы, душевые, туалетные и курительные комнаты, медпункт. Была отдельная парашютная для укладки парашютов Ту-104, в технической комнате для учебных целей имелся двигатель РД3М-500 от Ту-104.

Здание ангара при строительстве было оборудовано водопроводом, канализацией, отоплением от центральной котельной, горячим водоснабжением, приточно-вытяжной вентиляцией, электроосвещением, электросиловым оборудованием, радиофикацией, часофиксацией, телефонами, сигнализацией, внутренними водостоками, системой подачи сжатого воздуха и дренчерной системой пожаротушения. Стоит особо отметить, что проектом сразу было заложено оборудование по обогреву пола в ангаре в местах стоянок ВС.
Тем не менее, для доведения температуры в ангаре до проектной и устранения появившихся в ходе эксплуатация дефектов в 1973 начат капитальный ремонт ангара. Интересный факт: в ходе ремонта для снятия металлоконструкций крыши и фонарей успешно использовали вертолет Ми-8 Новосибирского объединенного авиаотряда.

1

СТАНОВЛЕНИЕ И БУДНИ АНГАРА
Приказом № 14/л начальника Толмачевского аэропорта от 06.02.1960г. «О введении в действие штатного расписания по ЛЭРМ Толмачевского аэропорта» в связи с организацией ЛЭРМ в Толмачевском аэропорту с 01.02.1960г. назначен ВРИО начальника ЛЭРМЕМЕЦ Анатолий Григорьевич. Он возглавлял ЛЭРМ до 1971 года. Позже руководителями подразделения были ПРОТАСОВ Анатолий Федорович (1971-1975г.г.), ЛАПОХА Станислав Николаевич (1975-1978г.г.), ШИРЯЕВ Виктор Григорьевич (1978-1989г.г.), ТКАЧЕНКО Юрий Георгиевич (1989-1991г.г.).

Ввод в эксплуатацию ангара значительно улучшил условия труда сибирских авиатехников. До этого обслуживание самолетов в суровых условиях Сибири выполнялось на перроне. Как писал в 1991 году начальник бригады по обслуживанию Ту-104 Морозов В.С.: «Рядом со стоянками самолетов ставили палатку — это была наша «техкомната». На обед возили в гарнизонную столовую, а на месте, где построили ангар, у нас была раздевалка. Обслуживание проводилось под открытым небом и в 30-градусную жару, и в 40-градусный мороз, и при штормовых ветрах».
Домик авиатехников на перроне
С появлением ангара авиаторы выполняли технические работы под крышей. Ангар порой использовали просто как место для стоянки во время непогоды или в холодное время года. Тогда не было противобледенительной жидкости, и использовали технический спирт, для очистки стекол, в т.ч. для проливки водяной системы самолета. На техобслуживание в ангар помещалось до четырех самолетов типа Ту-104. В ангаре проводились работы по замене авиадвигателей, структурные ремонтно-восстановительные работы, замена топливных баков. Для размещения максимального количества самолетов в ангаре их, откровенного говоря, приходилось разводить «крыло в крыло».
За Уралом много кто обладал специалистами и возможностями выполнять ТОиР: Новосибирск, Красноярск, Иркутск Хабаровск. В Советском Союзе считалось, что в Новосибирске были лучшие авиационные специалисты, которые проходили подготовку в Москве, Троицке (Челябинская область), Иркутске и других учебных центрах.
Ангар и по оснащению, и по кадрам всегда был передовым. В ангаре работали 3 смены и 4 смены на пролете, в каждой смене по 30-50 человек – специалисты по двигателю, по управлению, по приборам, электрики, слесари. Обслуживание самолета осуществляли несколько бригад: планеристы, двигателисты, шассисты, электрики, прибористы, радисты.
С 70-х годов инженерная служба выросла до крупной авиационно-технической базы с современным ангарным комплексом, была освоена эксплуатация воздушных судов типа Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, сформировался трудовой коллектив профессионалов высочайшего уровня, за свой труд многие инженеры и техники были награждены правительственными наградами.
00

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (Хроника 1960-х—2000-х годов)

1964 г.Авиаторы «Толмачево» получили в свое распоряжение ангар. У техсостава появилась возможность ускорить ТО АТ на участке трудоемких регламентов. Подготовка к сдаче ангара и изготовление наземного оборудования велись силами личного состава ЛЭРМ. Работники ЛЭРМ с большим воодушевлением взялись за освоение производственных помещений ангара: цеха лабораторных проверок и ремонта спецоборудования, цеха №3, ОГМ и инструментального участка.
Стоимость ангара составила 3 млн. 614 тыс. рублей. Первым воздушным судном, «переступившим» порог ангара, стал самолет Ту-104.
2
1965 г. Этап оборудования цехов и отделов и освоение производственных помещений ангара: в ремонтном цехе установлена и начала использоваться в работе установка УЗВ-10 для ультразвуковой промывки самолётных фильтров.Административная часть ангара
1966-1967 г.г.Авиаторы Толмачевского объединенного авиаотряда осваивают эксплуатацию самолетов Ан-24, Ил-18.
Обслуживание Ил-18 в АТБ
Июль 1967 г. Линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские были реорганизованы в авиационно-техническую базу (АТБ).
Испытание установки для расконсервации двигателей 1962г
Декабрь 1972 г. В АТБ организован участок обработки и анализа полетной информации (УОАПИ).
Рисунок10
4 августа 1974 г. Этот день знаменует собой начало особого периода в деятельности АТБ – эксплуатации самолета нового поколения Ту-154А. Самолет с бортовым номером
СССР-85070 принимала на заводе-изготовителе бригада во главе со старшим инженером Петельским Г.Н. Стоит отметить интенсивность поступления новых самолетов — каждый месяц по 1-2 ВС.
Рисунок11
В 1977 году АТБ выполнила самый большой за всю историю существования на тот период объем работ по техническому обслуживанию воздушных судов — 110 448 приведённых единиц.
3
14 апреля 1977г. Посадка в Толмачёво сверхзвукового Ту-144. АТБ оснастили всем наземным оборудованием, домкратами, и большим запасом компонентов и колёс. Оборудовали специальную стоянку (МС №41) для гонки двигателей НК-144. Обучили персонал.
Рисунок6
Декабрь 1978 г. На базе технической лаборатории АТБ создана лаборатория диагностики. Организация лаборатории знаменует собой начало нового этапа в эксплуатации авиатехники – эксплуатацию по техническому состоянию.
P1120909
Декабрь 1979 г. АТБ успешно завершила эксплуатацию «первенца» реактивной техники — самолета Ту-104. Борт СССР-42482 полностью отработал ресурс, отлетав 29 032 часа или 3 года и 4 месяца и установив рекорд по налету.
6
27 июня 1979 г. Встреча сверхзвукового самолета «Конкорд» авиакомпании «Эйр Франс», летевшего по маршруту Париж—Токио, с технической посадкой в Толмачево. На обратно пути, экипаж рассказал, что на маршрут Токио—Новосибирск они затратили 3 часа 25 минут из них 45 минут на сверхзвуке.
В октябре 1979 г. Сдано в эксплуатацию новое здание цеха №1, построенное силами работников АТБ. В этом же здании разместился сектор учета ПДО.
6 февраля 1980 г. В Толмачевском аэропорту впервые приземлился Ил-86, рассчитанный на 350 пассажиров. Осваивая новую технику, толмачевцы продолжали успешно эксплуатировать Ил-18: добились налета на среднесписочный самолет 3 614 часа — самого большого налета за всю историю эксплуатации Ил-18.
Сентябрь 1980 г. В адрес АТБ поступило благодарственное письмо заместителя министра гражданской авиации Машкивского И.Е., в котором отмечен труд коллектива АТБ во время массовых авиаперевозок 1980 г.
2.3
25 мая 1982 г. Начались регулярные полеты Ил-86. В этот день самолет СССР-86014 обслуживала бригада в составе инженеров Шерина Б.В., Щвецова И.В., Валевича Н.А., авиатехников Макеева В.И., Названова В.Г., Герасимова Ю.А., Гофмана А.А.
Август 1983 г. АТБ приступила к освоению грузового самолета Ан-26.
Март 1989г. В аэропорту Толмачёво совершил аварийную посадку Boeing 767 (B-2553) авиакомпании AirChina по причине внутреннего разрушения двигателя. Прибывшими техниками из КНР в составе 10 человек при технической поддержке специалистов АТБ, в ангаре был заменён двигатель.
31 августа 1989 г. В эксплуатацию Толмачевского объединенного авиаотряда поступил самолет Ил-86 (СССР-86105)
Ноябрь 1990 г. В АТБ выполнено первое периодическое ТО самолета Ил-86 (СССР-86105) по форме «Ф-1».7
1 декабря 1990 г. Прибытие в ТОАО первого самолета Ту-154М (СССР-85687).
6.5
Июль 1991 г.Разделение Толмачевского объединенного авиационного отряда на три самостоятельных предприятия, одним из которых было ЗСЦТОиР (Западно-Сибирский центр технического обслуживания и ремонта).
Май 1992 г. Создание авиакомпании «Сибирь» на базе Толмачевского Государственного летного предприятия (ТГЛП) и ЗСЦТОиР. Позднее ЗСЦТОиР переименован в авиационно-технический комплекс авиакомпании «Сибирь» (АТК).
P1130327
2 Июня 1992 г.Начало оперативного технического обслуживания самолётов Ту-154М авиакомпании «Сибирь» в Исламской Республике Иран, авиакомпании «Иран Эйр Турс» в г. Мешхед. Первый самолет полетевшим по этой программе, был RA-85699 (специалисты АТК: Дубников А., Дехаев В., Гофман А., Кушнаренко С.). И в течение 10 лет, до марта 2002 года, в состав экипажа включались специалисты АТК по 4 человека в рейс (2 техника и 2 инженера: СД и АиРЭО).
Ноябрь 1992 г. Оперативное техническое сопровождение международных чартерных рейсов по маршруту Дубаи, Фуджейра (ОАЭ) — Кампала, Аден, Джибути, Аддис-Абеба (Центральная Африка) на самолете Ту-154М авиакомпании «Сибирь».
1993-1996 г.г. В период массовых перевозок из Китая, применяли технологию модификаций Ил-86 авиакомпании «Сибирь» под грузовую компоновку салона. В первом и втором салонах убирали кресла, усиливали полы, балки, устанавливали сетки.
Сентябрь 1994 г. Начало сотрудничества по техническому обслуживанию самолетов Ил-86 авиакомпании «Синьцзяньские авиалинии» силами авиационно-технического комплекса авиакомпании «Сибирь».
Ноябрь 1999г. Создание линейной станции технического обслуживания в г. Мешхед. Освоили выполнение ТО ВС Ту-154М по форме «Б-четное» в Иране.
Февраль 2000г. Подготовка персонала к выполнению ТО самолета Ту-204.
8J658018
21 января 2002г. Авиационно-технический комплекс (АТК) преобразован в комплекс технической эксплуатации (КТЭ), в состав которого вошли АТБ в аэропортах Толмачёво и Внуково.
15
Осень 2002г. Проведение подготовки к сертификации на соответствие требованиям Европейских авиационных властей и получили одними из первых в России сертификат по правилам JAR-145.
9
2-3 апреля 2003г. Выполнение первого А-Сhеск на ВС типа AirbusА320 (P4-VNF). Работы такого уровня на данном типе ВС в аэропорту Толмачево выполнялись впервые.
Выполнение первого А-Сhеск на ВС типа Airbus А320 (P4-VNF
16 ноября 2004г.Образование компании ООО «Сибирь Техник».
11.5

PS: Спасибо, тем кто смог осилить много букв! Впервые такую большую работу проделал по истории авиации, мне было очень интересно пообщаться с ветеранами, покапаться в архивах и узнать много нового!
Tags: Авиация, История, Сибирь техник, ТОиР, Толмачево
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments